?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Kraftwerk в Кремле

Ник Завриев (Звуки.ру) с моими добавочками:
…Спустя 14 лет немцы снова собрались в Россию, и хотя вокруг этого концерта было много скепсиса (мол, и от классического состава остался один Хюттер, и программа та же, и живой игры минимум, идем "кино посмотреть"), но за последние лет 5, а то и 10 в Москве, кажется, не было концерта, куда бы так дружно ломились меломаны разных возрастов и вкусовых предпочтений (разношёрстность публики подтверждаю, рядом со мной сидел любитель T-E-E лет на 35 моложе).

Как это часто бывает в Москве, едва ли не каждый серьезный концерт – это борьба с обстоятельствами. Тут и сложный зал (один только вход в ГКД занимает с полчаса) (во второе посещение минимизировал трудности) и мороз со снегом, и непривычно раннее начало (даже классические концерты в последнее время стараются начинать ближе к восьми, здесь же время начала как в театре, 19:00 – а это и хорошо), и некоторая неразбериха с получением 3D-очков. В результате первые две-три композиции уходят на то, чтобы все наконец успели зайти, найти свои места, вернуться за очками и снова войти (слегонца раздражали ходоки-разгильдяи). Очки, к слову, отличная фанатская сувенирка – белые, с надписью Kraftwerk, да еще и в красном конверте, оформленном в стиле бокс-сета "3D Catalogue", к выходу которого формально приурочен этот тур…
Kraftwerk решают с места в карьер прокачать Кремль и начинают с "Numbers" – такого электро эти стены еще не слышали. Звука отчаянно не хватает (а вот из-за физкондиций побаивался излишней громкости, но зря), но эффект всё равно сногсшибательный. Под экраном – четыре фигуры, но перед каждым из них уже не ноутбук, как 14 лет назад, а внушительная стойка с оборудованием. Два главных стереотипа опровергнуты разом – и программа не та, что в 2004-м, и сегодня нам явно собираются не только показывать кино, но и играть на электромузыкальных инструментах. В подтверждение этой мысли, в "Computerworld" Ральф не только играет соло на клавишах тембром мелотрона, но и поёт. В голосе его, конечно, слышна старческая слабость (70 лет как-никак, местами слегка мимо ритма и слишком отрывисто выдавал слова), но вокал – последнее, чем славны Kraftwerk, а элемент несовершенства только добавляет человеческих черт в шоу людей-роботов.
Продолжая тему "Computerworld", следом немцы выдают смешанные в один трек "Home Сomputer" и "It's More Fun To Compute", снова разгоняясь почти до клубной электро-мощи. Минут через 15 звукорежиссеры всё же решаются добавить звука, и в этот момент наступает долгожданный эффект погружения (эйфория до дрожи нейронов). Почему-то на всех больших концертах песни две-три не можешь отделаться от ощущения, будто всё это не происходит с тобой здесь и сейчас, а ты просто смотришь видео. Но с некоторым опозданием, сознание всё же совершает нырок и ты оказываешься в центре событий.

"Computer Love" – романтический поп-гимн, по неизвестным причинам оказавшийся вне сетлиста 2004-го. Аранжировка больше похожа на альбом "The Mix", но новые версии – какие-то более мягкие и комфортные (аранжировки всех штюке выдались комбинированными: между пластиночным звучанием и самомиксами). Надо сказать, что если мощи кремлевским порталам всё же не хватает, то к качеству и чёткости звука никаких претензий. Детализация как на хорошем хай-фае…
Расправившись с "Компьютерным миром", немцы выдают блок из четырех треков с "Die Mensch-Maschine", и если "The Model" и "Neon Lights" звучат подчеркнуто старомодно, то "Spacelab" прямо ошарашивает. Вещь, которая никогда не казалась хитом, превращается в центральный элемент концерта. Нежный электропоп немцы внезапно переделывают в упругое мородеровское спейс-диско. Тут уже в пору жалеть, что в кремле нет танцпартера (в проходе, покидая действо, таки пустился в пляс минут на семь). Когда же на экране появляется летающая тарелка, парящая сначала над Москва-сити, а затем над Кремлем, и без того разогретый зал прямо-таки заходится в экстазе.
Нужно бы сказать что-то о трехмерном видео, но тут я вынужден признаться, что напрочь лишен способности видеть 3D-картинки. В 3D-очках размытая картинка становится четкой, но так и остается плоской как лист бумаги. (измерения хорошо почуял: особо впечатлила кинетическая визуализация красно-белых фигур Лисицкого с обложки 1978-го). Поэтому, отдавая дань визуальному ретро-футуризму, вокруг которого строится видеопрограмма, я всё же куда больше времени смотрю на музыкантов, и слежу за их руками.


…загадку нынешнего лайв-сетапа легенд техно-попа кажется всё же удалось разгадать.Итак, слева – Ralf Hutter, делающий самую традиционную часть работы музыканта (отца-основателя по пластике вычислил). Он поёт и играет на клавишах. На противоположном фланге – Falk Grieffenhagen, человек-робот с компьютером и контроллерами, управляющий видеопотоком. Попросту говоря, ви-джей, составляющий на ходу программу из фрагментов и управляющий эффектами и переходами..

Слева от ви-джея – человек, отвечающий за перкуссию и управление "матрицей". Перед ним тач-скрин и что-то вроде AKAI MPC. Похоже, его часть работы – собирать аранжировку. Включать и выключать партии, добавлять отдельные сэмплы и так далее. У большинства клубных музыкантов весь процесс живой игры только в этом и заключается, здесь же на эту задачу отведен отдельный человек. Еще левее – музыкант с планшетом, миди-клавиатурой и контроллером, состоящим только из фейдеров. Похоже, что его задача – управлять панорамированием отдельных звуков и эффектами, на которых у Kraftwerk порой (особенно в минималистичных треках, где звучит почти одна перкуссия – "Numbers", "Trans Europe Express" и так далее) строится вся драматургия. (А это - Fritz Hilpert и Henning Schmitz).
Не сказать, чтобы живые версии так уж отличались от записи…, но живое исполнение слышно, и дело не только в пару раз заевшем секвенсоре… Очевидно, что немцы не поленились сделать честный и достаточно сложный технически электронный лайв...

"Автобан давай!" кричит кто-то в зале в паузе после "Neon Lights", и Крафтверк, как по заказу, выдают свой первый хит. Зал наполняется шумом двигателей – трехмерным ведь может быть не только видео, но и звук, и здесь Хюттер сотоварищи используют многоканальную технику по полной. "Автобан" и идущие следом "Airwaves" и "Radioactivity" – эмоциональный пик концерта (мои пики растроились: heimcomp-tschernobyl-eldocher). Два суперхита (под вступление "Радиоактивности" на японском прямо слезы наворачиваются) между которыми запрятан уж совсем неожиданный в этом сетлисте номер. Совершенно забытая "Airwaves" переделана радикально и из краут-рока превращена в еще один танцевальный "Moroder-style" блокбастер. Вот это да! В качестве еще одного сюрприза мы получаем "Electric Café" – отличный трек с недооцененного альбома. Совсем не ту вещь, которую ждешь услышать в концерте, который целиком состоит из хитов.


Тут надо сказать, что Крафтверк – чуть ли не единственная группа, которой удается стильно обновлять свои же треки (обратил на это внимание сразу же). Свежие версии звучат подчеркнуто, по-цифровому чисто и современно, но напрочь лишены какого бы то ни было налета сегодняшней моды (который уже через год звучал бы нелепо)…

И если вещи с "The Man-Machine" в массе своей звучали близко к оригиналу, то заканчивают основной блок немцы почти детройтским техно. Мегамикс из "Tour De France Soundtracks" вполне мог бы прозвучать где-нибудь в "Бергхайне" в исполнении Underground Resistance. Да и осовремененная "Trans-Europe-Express", переходящяя в энергичную "Metal On Metal" недвусмысленно говорит: "мы не только придумали электро, но и сейчас продолжаем делать его лучше всех".

Занавес закрывается, и через пару минут Крафтверк показывают нам номер, который вполне можно расценить как самопародию (скорее, иронию к роду человеческому). Во время "The Robots" со сцены исчезают все синтезаторы, а остаются лишь танцующие люди-роботы в красном.

После еще одной короткой паузы – финальный блок, который начинается с "Pocket Calculator" (таким образом, альбом "Computer World" сыграли полностью). Хюттер трогательно-нелепо поёт по-русски: "Я оператор и мой калькулятор, я жму клавишу, она поёт мелодию". В русском переводе каким-то образом оказывается слово "компонирую" – Крафтверк почему-то решили не переводить немецкое "komponiere". Начав почти с оригинальной версии, группа разгоняется в танцевальную "Dentaku" и следом исполняет "Planet Of Visions" – собранный из разных версий мегамикс на тему "Expo 2000", и главной темой в этом миксе становится версия Underground Resistance. Техно в Кремле в 2018-м кажется диверсией не меньшего масштаба, чем Pussy Riot в ХХС в 2012-м.

На прощание мы получаем еще один неожиданный блок из альбома "Electric Café", который, естественно, заканчивается крафтверковской "прощальной симфонией". Во время "Musique-Non-Stop" музыканты по очереди уходят раскланиваясь (как раз неспешно уходил по неё, уверенно почуяв близость финала – пуcть «будет вечной»…), а музыка продолжает играть . Покидающий сцену последним Ральф Хюттер предлагает поаплодировать оставшимся без людского присмотра машинам. Красивый жест...

Полностью рецензия - http://www.zvuki.ru/R/P/77982/
В питерском музее - http://elitat.ru/?rub=2&st=20977&type=3&s=1
Электрозаряд - https://ok.ru/erik.solovyev/album/864919265193

 

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
denparamonov
Feb. 14th, 2018 03:52 pm (UTC)
достойная рецензия
И - вообще Легенда
sv_erik
Feb. 14th, 2018 04:14 pm (UTC)
поэтому и свою не стал писать - вкрапился)
конечно, одно из лучших муздейств в жизни, 10 баллов!
sv_erik
Feb. 21st, 2018 07:38 am (UTC)
пополнил конц-табель
( 3 comments — Leave a comment )