?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вместе с формулой «право – это антивласть», появившейся во властетектоническом процессе, вспомнилась собственная «свобода=(-)воля». Как оказалось, она возникла на полях фундаментального труда в зимние дни 1987-го года. Потихоньку буду переводить беседу Пациента и д-ра Вассерманна в печать из зелёного альбома. Почему-то решил начать с этого куска…


W: Всё умствуем, дорогой мой, на деле всё проще, но достигнуть понимания этой простоты очень непросто. Я на досуге составил некую классификационную табличку по поводу родов музыки, взял несколько параметров как языковых, так и социальных, и посмотрел, в чём сходство и различия. Жил-был поп. Не поп с кадилом, а народная музыка, так называемая. Зачаточный вид. Пели, плясали, в барабаны стучали. Магический синкретизм древних, музыка как элемент отношения к чему-либо (богу, действительности и пр.). Свалю-ка в кучу все характеристики народной музыки, не вдаваясь в подробности, достаточно обсосанные музыкальными технологами: язык жёсткий (исторически сложившиеся и закреплённые социальной практикой музыкальные формы); множество привязок к социуму (практически тотальная социальность попА) при близком к отсутствию психологизму; эмоциональная палитра (соотнесённость с сознанием) – конкретика, быт; композитор (рискованное, правда, название для древнего музыканта) является коллективным манипулятором (и манипулируемым одновременно, так как индивидуум не важен), а следствие этого – возможность замены одного музыканта другим, главное – синкретический образ, в создание которого включена и музыка, то есть, выполнение, в конечном счёте, определённого социального ритуала (пляска с воем и тамтамом перед охотой на носорога). Соответственно, отсюда и вытекает ориентация народной музыки в сферу пользы (экономики – в ХХ веке шоу-бизнес эту ориентацию вскрыл без экивоков). Главная доминанта в музыкальном собственно языке – ритм (само наличие доминанты, да, тем паче, такой как ритм, и объясняет, думаю, утверждение о жёсткости языка).
П: А разве ты не видишь различий между народной древней музыкой и нынешним попом?
W: Вижу, но они мне кажутся не столь значительными, ибо в нынешнем, имеющем уже богатые традиции мелической музыки (прежде всего, романтизма с его штурмом индивидуальности), попе много и психологических привязок. Усложнение самосознания, его углубление. ХХ век как-никак, урбанизация, техника-наука, школы-институты. Остальные различия, по-моему, барочного характера.
П: Допустим, далее что?
W: Далее в истории музыки наступает новая эра; из народной музыки постепенно выкристаллизовывается классическая (с момента упоминания пифагоровых забав со струнами и математикой через григорианский хорал и контрапункт к Баху с братвой, с которого, в моём понимании, и начинается переход от классической к романтизму, то есть, её диалектическое отрицание), причём, не последнюю роль в этой кристаллизации играет религия со своим мощным рупором – церковью, определявшая общественное сознание тотальным образом во времена после Христова Рождества и поколебленная лишь Ренессансом и Реформацией. Это уже – мелическая музыка, самостоятельный вид искусства с осознанными законами; роль ratio всё возрастает – требуется чёткая и соотнесённая с господствующим общественным сознанием звуко-высотная, ритмическая организация, при доминировании первой, уже резко отличающей музыку этого периода от древней иммелической. Психологизма, по-прежнему, мало; но социальные привязки определяются мировоззрением господствующего класса, а не первобытно-коммунистического стада, плясавшего только от общечеловеческиживотных потребностей; ratio в разделении (анализе) общества на классы и сопутствующие им мировоззрения и в диктате одного класса (и его мировоззрения и пр.). Поэтому и неудивительна эмоциональная палитра классической музыки: глобальность, rigoroso, объём, порядок. Harmonia Mundana. Главное слагаемое музыкального языка в это период – гармония (как и ритм несущая в себе мощное конструктивное начало). Композитор, творящий по канону, выступает как репродуктор, а посему вполне может быть заменён клавиром; несущественным является даже инструмент исполнения музыки, записанной в нотах (то есть, тембр не важен). Но на мощной религиозной (а до Иисуса – магической) платформе ориентирована классическая музыка в сферу науки, господствует математика, это объединяет и Pythagoras`а и Bach`а, условно поставленных мною на границах этого рода музыки.
(
a suivre...)

Comments

denparamonov
Jan. 30th, 2019 10:18 am (UTC)
ещё Баха сближают с философией Лейбница, с его теорией исчислений/флюксий и множественности точек зрения на сущее