?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

W, П (одновременно): Итак, т.к. преодоление субъектно-объектной оппозиции осуществляется через тело, а понимание этого (а следовательно - и владение) – через герменевтический круг сознания с ритуально закреплённой ориентацией, возникающей на основе результатов проб и ошибок деятельности, то указание на возникновение /включение, прорыв/ субъектно-субъектной связи, о которую изломано столько копий, связано и с наличием вышеуказанной ситуации и с пониманием этого наличия. Таким образом, субъектно-субъектная связь (ССС) актуальна для определённым образом ориентированного сознания, с известной долей приближения говоря, диалектического сознания.
П: Я думаю, что можно также избежать опасения, что из-за определения мы потеряем саму ССС. Ведь «никакого научного познания ( в отличие от ненаучного) не существует: при открытии наиболее достоверных научных положений интуиция, фантазия, эмоциональный тонус играют огромную роль наряду с интеллектом. Наука же есть рационализированное изложение познанного, логически оформленное описание той части мира, которую нам удалось осознать, т.е., наука – особая форма сообщения, а не познания. Задача этого изложения – нахождение общего объективного языка, так как логика наиболее однородной психической функцией людей. Наряду с нею высокой степенью однородности обладают и ощущения: большинство красное видит красным. Потому-то базой объективного языка являются чувственный показ и логическое доказательство»(4).
W: Ты это о том, как мы пытаемся решить нашу проблему?
П: Да, и об этом тоже. Но не забывай, что мы не поём нашу проблему, а говорим о ней. А это, в свою очередь, ещё одно указание на разграничение сфер влияния музыки и поэзии, на их различную роль внутри и вне ССС. Посуди сам: музыка при её ареферентности великолепно структурируема, а значит, обладает конечными возможностями её создания человеком (даже, если это слово уместно в области мелической музыки!). Но в ней поистине безграничны возможности для восприятия – слушаем же мы полюбившуюся нам мелодию годами! И это – при её так называемой ареферентности.

(4) Борис Ярхо. «Методология точного литературоведения».